![](images/spacer.gif) ![](images/spacer.gif) |
![](images/but1.jpg) Часть 1 (Древний Египет, Вавалон, Ассирия, Персия, Микены, Крит)
![](images/spacer.gif) ![](images/spacer.gif) ![](images/spacer.gif)
![](images/but1.jpg) Часть 2 (Древняя Греция; Галлы; Викинги; Норманны. Средневековье)
![](images/spacer.gif) ![](images/spacer.gif)
![](images/but1.jpg) Часть 3 (Раннее Возрождение; Реформация; Европа Высокое Возрождение)
![](images/spacer.gif) ![](images/spacer.gif)
![](images/but1.jpg) Часть 4 (Эпоха Людовика XIV; Рококо; Униформа; Бидермайер и Романтизм)
![](images/spacer.gif) ![](images/spacer.gif)
![](images/but1.jpg) Часть 5 (Франция, Италия, Испания, Германия, Англия, Австрия, Дания)
![](images/spacer.gif) ![](images/spacer.gif)
![](images/but1.jpg) Часть 6 (Россия, Средняя Азия, Индия, Китай, Япония, Северная Америка) |
|
По-видимому, перелом начался с Нидерландов, которые тогда уже долгое время вели с Испанией войну за независимость: военные упорно отвергали несовместимую с их ремеслом тесную, сковывающую движения одежду. Так вышла из употребления набивка коротких штанов, им дали возможность свободно падать до колен; куртка стала более легкой и удобной -ее удлинили, разделив внизу на 8 частей, и стали пришнуровывать нижнюю часть к талии. У женщин сужающийся кверху кринолин был заменен более широким и равномерно округлым. Жесткие испанские брыжи все мягче ложатся на шею и плечи. Стрижку у мужчин и тугой узел у женщин сменили длинные, непокрытые, свободно падающие волосы. К ним уже не подходит узкий, твердый испанский ток или маленькая жесткая шляпа; вместо них появляется большая мягкая фетровая шляпа с украшениями из перьев. Все подбивки в одежде исчезают.
После 1620 г. штаны еще более расширяются и нависают над коленями; вместо длинных сапог с высокими голенищами появляются более мягкие, чаще всего доходящие только до середины икр. Даже юбка женского платья уже больше не поддерживается толстой подкладкой на бедрах, а падает свободными складками от талии до пола. В высшей степени модными становятся кружева, и не только на мягких воротниках и манжетах: даже отвороты сапог начинают украшать дорогими кружевами. Таким был наиболее широко распространенный костюм времен Тридцатилетней войны.
Военные, стараясь не ударить лицом в грязь, добавили к нему кое-что и от себя. Прежде всего это элегантная желтовато-коричневая куртка из буйволовой кожи или кожаный колет у офицеров, часто заменяющие панцирь. Колет — первоначально куртка без рукавов — теперь часто дополняется полуширокими рукавами, прикрепленными к плечам. Он длиннее куртки и, в отличие от нее, зашнуровывается или подпоясывается широким шарфом. Ряды застежек и разрезы на рукавах отделываются позументом. Как и во времена Реформации, Германия вносит существенный вклад в моду. Немецкий ландскнехт не создавал новых модных форм, но придавал им воинственно-вызывающий характер. В это время, около 1629 г., одновременно с новым понятием «моды» появляется также своеобразная фигура «модного господина» («Monsieur a la mode»), который становится постоянным персонажем многочисленных сатирических листков с карикатурами и стихами. Слово «alamode» стало обозначением авантюристов и франтов, стремящихся любой ценой изобрести какой-нибудь немыслимый предмет одежды в противоположность добропорядочным горожанам с их «старофранкскими» традициями.
Поднимая на смех порождение больших городов — бездельников и франтов, ведущих себя воинственно, но при этом и не нюхавших пороху, эти листки в то же время резко осуждали болезненную тягу к слепому подражанию. Пороки этих лже-рыцарей и отсутствие у них чувства меры вскоре привели к тому, что костюм, на первый взгляд такой привлекательный, более того — художественно совершенный, повсеместно стал непопулярным. Все шло к тому, чтобы французские нравы, более мягкие и сдержанные, начали задавать тон и в одежде, умеряя ее бесформенность и экстравагантность. Еще в годы войны, когда Германия была опустошена, а немцы — ожесточены, выработался тип образцового кавалера и элегантной дамы умеренно-галантного поведения. С этих пор благородство мужчины и элегантность женщины на долгое время становятся в области моды определяющими факторами. Таким образом, борьба в этой сфере, которую предшествующее поколение вело еще под «испанским» знаменем, завершилась победой Франции.
Около 1640 г. начинается ощутимый перелом в женской моде: одежда утрачивает всякую жесткость и чопорность, которую придавали ей многочисленные подбивки и подкладки, все ее элементы становятся более легкими и текучими; короткий декольтированный лиф и умеренно широкая, падающая лишь легкими складками юбка платья придают женщине скромный и естественный вид. Это обращение к бюргерской простоте можно объяснить воздействием примера состоятельных голландских горожанок. К тому же в это время не было княжеских дворов, которые могли бы задавать тон дальнейшему развитию моды. Голландское влияние проявилось, в частности, и в том, что шею и грудь теперь стали закрывать широким полупрозрачным воротником из батиста или тонкого полотна, а также в выборе расцветок, которые все более утрачивают пестроту, уступая место смешанным цветам — бледно-голубому, бледно-желтому, бледно-зеленому — и доминирующему черному.
Мужская одежда изменялась в этом направлении не столь последовательно.
Прежде всего кавалер, даже в Англии, не так скоро решается отказаться от украшающих его аксессуаров: дорогие кружева сохраняются и на широком воротнике, падающем на плечи, и на манжетах, и даже на коленях над довольно широкими кожаными сапогами. Колет (который, кстати, в сочетании с плотными рукавами превратился в новую форму верхней одежды, подобную современному жакету) тоже охотно продолжали украшать всевозможными галунами и позументами.
Но отступление от крайностей «воинственной моды» на этом не прекратилось. Не только на континенте, но и в особенности в Англии, где при рыцарственном короле Карле I (1625 — 1649) королевский двор по элегантности и утонченной роскоши оставлял далеко позади приходящий в упадок двор Людовика XIII (1610 — 1643), под влиянием всеобщей усталости от войны появлялось все больше сторонников аскетического мировоззрения, отрицательно относившегося к радостям жизни и проявляющегося, в частности, в экономной простоте и бесцветности одежды.
Королевская власть в Англии находилась под угрозой, солдаты носили при себе «в одной руке меч или мушкет, в другой Библию»; пуританские проповедники, отличающиеся строгостью нравов, яростно выступали против растущей безнравственности и роскоши в одежде, находя особенно неприличными сильно декольтированные женские платья, и требовали сознательной простоты и благообразия в женской одежде и прическе. Их черные куртки и простые воротники демонстрировали полное презрение ко всяким аксессуарам — лентам, дорогим заграничным кружевам, розеткам и шлейфам; шелк они предлагали заменить отечественной шерстью.
Они снова надели башмаки и чулки вместо высоких сапог со шпорами, которые сохранились только у кавалеристов. Опять стали носить короткие и гладко причесанные волосы («круглые головы»). Здесь однаруживаются истоки костюма квакеров, который в дальнейшем получил распространение в Новом Свете.
|