|
Часть 1 (Древний Египет, Вавалон, Ассирия, Персия, Микены, Крит)
Часть 2 (Древняя Греция; Галлы; Викинги; Норманны. Средневековье)
Часть 3 (Раннее Возрождение; Реформация; Европа Высокое Возрождение)
Часть 4 (Эпоха Людовика XIV; Рококо; Униформа; Бидермайер и Романтизм)
Часть 5 (Франция, Италия, Испания, Германия, Англия, Австрия, Дания)
Часть 6 (Россия, Средняя Азия, Индия, Китай, Япония, Северная Америка) |
|
Высвобождение горизонтальной линии, подчеркивание всего «свисающего и волочащегося» в эту эпоху делает движения более спокойными и медлительными, тогда как XV столетие, наоборот, подчеркивало все гибкое и подвижное. XVI век стремился к массивности и шелестящей полноте, не сосредоточиваясь на много-частности покроя и отдельных мелких мотивах. Одежда из легкой ткани, затканной цветами, уступило место более тяжелой — с мощными, глубокими складками. Создается впечатление, что из стройной, хрупкой девушки кватроченто, как из бутона, расцвела зрелая женщина во всей своей великолепной полноте.
И вид широкоплечего мужчины в просторном, украшенном мехом плаще, наброшенном поверх полуоткрытой куртки с широкими рукавами исполнен достоинства и жизнеспособности. Именно в это время появляется новое слово — «grandezza», означающее величественную, благородную наружность. Все многочастные формы кроя, все мелкие аксессуары одежды и отделки, плиссировка и мелкие складки, разделение на участки разных цветов («mi-parti») -все эти тонкости, часто безусловно привлекательные, исчезают точно так же, как и остроконечные формы головных уборов и обуви.
Мужская куртка с полами или без них становится более длинной и более узкой вверху; одновременно удлиняется рубаха: узкая оборка вверху поднимается над воротником куртки, и такие же оборки появляются на обшлагах рукавов. Обычные в XV ст. длинные плотно прилегающие штаны-чулки закрываются до колен широкими, собранными в складки верхними штанами, а на ступнях — широкими кожаными башмаками с вырезами и с ремнями на подъеме.
Главным же символом мужского достоинства становится zimarra — более или менее длинная верхняя одежда с широкими вырезами для рук, которую большей частью носили с надставленными закрытыми рукавами и украшали богатой меховой отделкой на груди и плечах. Это итальянский вариант немецкого кафтана времен Реформации. Головным убором служил широкий берет без полей, украшенный спереди медалью (impresa); лицо обрамляли пышная окладистая борода и бакенбарды.
Платье итальянской знатной женщины в начале XVI ст. отчетливо разделяется на юбку и лиф; юбка, собранная вверху в плотные складки, пришивается изнутри к короткому, обрезанному по прямой лифу. Лиф, большей частью застегивающийся спереди, имеет широкий четырехугольный вырез, доходящий до плечевых швов, или совершенно открытый, или прикрытый собранной в складки рубашкой с маленькой оборкой. На плечах к лифу прикрепляют ся широкие вздутые рукава, которые чаще всего являются съемными; они позволяют видеть лишь край разрезного рукава рубашки с оборкой на запястье.
На гладко расчесанные непокрытые волосы надевали широкий берет, украшенный жемчугом или медалями, или удерживали всю массу волос на затылке сеткой в виде чепца, сплетенной из золотых нитей.
Женский туалет этого времени довершали новомодный носовой платок (fazoletto), декоративный «блошиный мех» вокруг шеи или на руке, веер из перьев и перчатки, часто надушенные. Не приходится сомневаться, что в окружении князей и патрициев находились не только портные с изыскан ным вкусом, которые предпочитали иметь дело с такими прекрасными тканями, как шелк, бархат и парча, но и художники, решающим образом влиявшие на покрой и форму одежды, рисунок складок и гармонию красок.
Что касается женских причесок, то в первую очередь бросается в глаза, что все рыхлое и трепещущее уступило место плотному и связанному; волосы теперь удерживаются сплошной массой. Мужские прически также приобретают спокойные очертания. Бороду предпочитают оставлять, так как она усиливает впечатление сурового достоинства. Что касается украшений, то они становятся все более массивными и тяжелыми.
|