Главная страница Галереи Ссылки Гостевая книга Карта сайта Контакты
На страничках сайта представлены более 5000 костюмов от древности до нашего времени.
История костюма в веках.

Часть 1 (Древний Египет, Вавалон, Ассирия, Персия, Микены, Крит)

Часть 2 (Древняя Греция; Галлы; Викинги; Норманны. Средневековье)

Часть 3 (Раннее Возрождение; Реформация; Европа Высокое Возрождение)

Часть 4 (Эпоха Людовика XIV; Рококо; Униформа; Бидермайер и Романтизм)

Часть 5 (Франция, Италия, Испания, Германия, Англия, Австрия, Дания)

Часть 6 (Россия, Средняя Азия, Индия, Китай, Япония, Северная Америка)

 
  РИМ
     
 
 
фото|РИМ
История греческого костюма началась с азиатской пестроты, чопорного великолепия и мелочной искусственности и завершилась благородной простотой, живописной широтой и крупным рисунком складок. Костюм римлян изменялся в прямо противоположном направлении: от простой,
 

непритязательной формы к претенциозной избыточности и помпезному великолепию. От любивших роскошь этрусков, своих ближайших соседей в древности, бедное земледельческое население Рима навряд ли могло что-то перенять непосредственно; во всяком случае, в первые столетия римский костюм развивался независимо. Об этом свидетельствует название «Roma togata» — «Рим, носящий тогу», — которое выделяло его среди всех соседних племен. Подобно Греции времен персидских войн, Рим выработал свой тип национальной одежды, который ко II в. до н.э. оформился как величественная тога.
И так же, как в Греции, дело шло к тому, чтобы защитить национальную одежду от чуждого влияния и от распространяющейся роскоши. Примером может служить закон об одежде трибуна Оппия (215 г. до н.э.), направленный против роскоши нарядов римлянок. Собственно говоря, более всего эта опасность угрожала со стороны Греции после того, как она стала зависимой от Рима (146 г. до н.э.) и римлянам представилась возможность непосредственно воспринимать греческую культуру, более высокую, чем их собственная. Кроме того, одежда греков была удобнее, легче, элегантнее. В это время величественная, но неудобная, стесняющая движения тога сохраняется только как гражданский (парадный) костюм, а повседневной становится одежда, очень близкая к греческой. Ту же роль, что в Греции хитон, в Риме начинает играть туника (лат. tunica). Ее чаще всего носили как домашнее платье без каких бы то ни было добавлений.
Разница между туникой и хитоном заключалась в том, что хитон состоял из одного куска ткани и наматывался на тело, туника же (как разновидность длинной блузы) надевалась через голову. Поначалу она была без рукавов, с прорезями для рук (рукава до локтя появились позже), заканчивалась ниже колен и подпоясывалась на бедрах. Туника имела прямоугольный покрой. По груди и спине шли пурпурные полосы — по одной или по две (они могли обозначать, например, ранг сенатора). Основным цветом был белый (tunica pura — «чистая»), материалом служила шерсть.
Позже мужчины начали носить тунику, доходившую до пят, а по мере увеличения материального достатка стали надевать даже несколько туник сразу — одну на другую. Римлянки носили такую же одежду, но всегда более широкую и длиною до пят. Первое время туника служила им простым домашним платьем, но с ростом благосостояния стала играть более скромную роль рубахи (нижняя туника из тонкого полотна), а ее место заняла другая разновидность туники — стола (stola — лат. богатая), со складками, длинным шлейфом, с поясом или без него, выглядевшая очень внушительно. Она могла быть с рукавами (большей или меньшей длины) или вовсе без них; рукава были открытыми по всей длине и в двух или трех местах от локтя до плеча скреплялись застежками (аграфами).
По краям стола почти всегда окаймлялась цветной вышивкой.
Поверх туники римляне надевали верхнюю одежду: мужчины — тогу, женщины — паллу (palla). Тога вначале была более легкой формой плаща, но со временем уподобилась длинному и тяжелому гиматию. Мы не знаем изображений ее ранней, более простой формы, а поздняя, с истинно римским расположением складок и обилием ткани, выглядит намного величественнее своего прототипа — гиматия. Она представляет собой огромный кусок ткани (шириной около 3,5 м, длиной свыше 5 м), выкроенный в форме эллипса или половины эллипса, который обертывается вокруг тела гораздо более сложным способом, чем гиматий. Как это ни странно, полной ясности в представлениях о форме и покрое тоги нет до сих пор. Известно лишь следующее.
Прежде чем обернуть тогу вокруг тела, два составляющих ее сегмента складывали таким образом, чтобы получить два неравновеликих овала (полуовала), потом тщательно отформовывали продольную складку и оставляли ее на ночь в деревянных зажимах. После этого один конец, часто со свинцовой кисточкой-грузом, опускали закруглением наружу через левое плечо вперед настолько, чтобы он волочился по полу. Остальную сложенную ткань натягивали на спину, закрывая тело сзади от плеч до пят, другой конец пропускали справа подмышкой вперед, направляли наискосок по груди к левому плечу и перебрасывали через плечо и руку назад; руки при этом оставались свободными. Отличие от гиматия заключалось в том, что обе части тоги, разделенные складкой, накладывали на тело одновременно; большая закрывала нижнюю часть корпуса; меньшая верхняя, идущая к плечу, образовывала своего рода накладку — umbo (букв, выступ на щите, позже — складка.одежды, драпировка). Над этой накладкой делали на груди напуск наподобие кармана — так называемый синус (sinus — лат. дуга, напуск, пазуха), подтягивая для этого кверху передний конец тоги, волочившийся по полу, и открывая ступни. Потом umbo натягивали на правое плечо, закрывая его вместе с рукой.
Само собой разумеется, что тога, с ее грандиозностью и чрезвычайной сложностью укладки, не могла служить повседневной одеждой. Уже во II в. до н.э. она сохранялась только как праздничная и гражданская одежда: у знатных римлян — из чисто-белой шерсти, у юношей — с одной пурпурной полосой по краю (toga praetexta — окаймленная, обрамленная), у императоров более позднего времени — сплошь пурпурная. Для замены в качестве безусловно необходимой верхней одежды римляне использовали пенулу (paenula) — закрытый со всех сторон теплый плащ из плотного кастора, с вырезом для головы посередине, закрывавший корпус начиная от плеч, часто с капюшоном. Позже этот плащ стали застегивать на правом плече, как греческую хламиду. Подобный, но более короткий плащ — сагум (sagum) носили солдаты.
По своему происхождению это был галльский плащ для верховой езды. Соответствовавшая мужской тоге, а позже пенуле верхняя одежда римлянок — палла, или женская тога, была не столь массивной и тяжелой и могла надеваться разными способами. Это четырехугольный плат, иногда сложенный вдвое (diplasios — греч. двойной), который мог покрывать оба плеча, как гиматий, либо скрепляться застежкой на одном или обоих плечах, либо набрасываться на голову и окутывать всю фигуру. Материалом служила довольно тонкая-шерсть — пурпурная разных оттенков, цвета гелиотропа, мальвы (бледно-лиловая) или желтая. У римлянок было также особое тонкое покрывало, иногда совсем прозрачное. Кроме тонкой шерсти, для одежды употребляли прозрачный шелк цвета морской волны — косский (по названию острова Кос в Эгейском море), который доставлялся в Италию через Грецию. Стенные росписи в Помпеях демонстрируют большое разнообразие расцветок и узоров римской одежды.
Почтенная матрона постепенно превратилась в элегантную, богато убранную даму. В соответствие с этим были приведены и остальные предметы туалета. Немаловажное значение для восприятия форм тела и соответствующей стилизации одежды имели некоторые интимные принадлежности женского туалета. Как у гречанок, так и у римлянок к ним относились mamillare -повязка из мягкой кожи, которая надевалась на голое тело и поддерживала грудь снизу, и strophium — нагрудная повязка, носимая поверх нижней туники. Римские мужчины мало заботились о своей прическе, и у них никогда не бывало таких роскошно завитых кудрей, как у греков. В ранний период они носили окладистую бороду умеренной длины; с III в. до н.э. вошло в обычай брить бороду в многочисленных греческих цирюльнях. Только при императоре Адриане снова появляются короткие окладистые бороды. Прическа римлянок первоначально была довольно скромной. Но во времена империи появляются все более пышные и сложные сооружения, для создания которых требовалась помощь нескольких рабынь.
Широко используются гребни и щетки, шпильки, щипцы для завивки волос, всевозможные зеркала, косметика, краски для волос и т.п. Во время войн с германцами были в моде золотистые волосы, как у германских женщин, и римлянки либо носили парики, либо красили или обесцвечивали собственные волосы.
Существовало множество разновидностей римских женских причесок — от простого, так называемого «греческого узла» с прямым пробором до диадемы с волосами, высоко поднятыми надо лбом. Прическу, кроме того, обильно уснащали шпильками (иногда с фигурками), диадемами, жемчугом и камнями. Для украшения служили также серьги, ожерелья, броши, браслеты, кольца, пояса. Римляне значительно усовершенствовали обувь по сравнению с греческой. Наглядное представление об этом дает отдельная таблица. Штаны первоначально не были известны римлянам. Но легионеры, которые несли службу в «варварских» землях на севере и западе, принесли оттуда, кроме упомянутого выше галльского плаща (sagum) с капюшоном (cucullus), также и штаны (braccae), эту «самую неримскую одежду», которая появилась в Европе в древнейший период существования индоевропейцев, но только много столетий спустя смогла перешагнуть через Альпы.
До этого римляне носили обмотки. У германцев они также заимствовали широкие штаны, доходящие до щиколоток. На памятниках эпохи империи римские легионеры всегда изображаются в чулках, доходящих до икр; поверх них надета обувь, сплетенная из ремней, которая закрывает пятку и подошву (кроме пальцев) и заканчивается немного выше щиколотки.

 

 
   
 

ЕгипетАссирийцы, вавилоняне, шумеры, хеттыЕвреиДревняя Персия. Скифы, парфяне и сарматыКрито-минойская одежда эпохи бронзы XIX - XVII вв. до н.э.ГрецияЭтрускиРимГерманцы, древнейший периодГерманцы времени Римской ИмперииГаллыНорманныВизантияРаннее средневековье 800 - 1100 гг.Германия XI в.Эпоха крестовых походов XII - XIII вв.Доспехи и оружие в средние векаФранцузско-бургундская мода периода поздней готики 1370 -1480 гг.Итальянское Раннее Возрождение 1420 - 1490 гг.Италия. Высокое Возрождение 1500 - 1550 гг.Эпоха реформации 1510 - 1550 гг.Испанская мода 1550 - 1620 гг.Одежда времен тридцатилетней войны 1618 - 1648 гг.Военная одежда с XVI в. до введения униформыВведение униформы. Ок.1670 г.Эпоха Людовика XIV и господство французской моды 1660 - 1710 гг.Эпоха регенства; переход от барокко к рококо 1730 - 1770 гг.Людовик XV и 1730 - 1770 гг.Людовик XVI; позднее рококо, или "эпоха кос"Англия и Германия 1770 - 1800 гг.Французская революция 1789 - 1794 гг.Директория 1795 -1800 гг. "Античная" одеждаИмперия и освободительные войны 1804 - 1815 гг.Реставрация 1815 - 1820 гг.Бидермайер и романтизм 1820 -1840 гг.Наполеон III, или "второе рококо" 1850 - 1870 гг. Господство кринолинаПериод грюндерства 1871 - 1890 гг. Смешение стилей

 

 
 

Диеты МИРА

 
 


Древний Египет, Вавалон, Ассирия, Персия, Микены, КритДревний Египет, Вавалон, Ассирия, Персия, Микены, Крит Древняя Греция; Галлы; Викинги; Норманны. Средневековье Древняя Греция; Галлы; Викинги; Норманны. Средневековье Древняя Греция; Галлы; Викинги; Норманны. Средневековье Древняя Греция; Галлы; Викинги; Норманны. Средневековье Раннее Возрождение; Реформация; Европа Высокое Возрождение Раннее Возрождение; Реформация; Европа Высокое Возрождение Раннее Возрождение; Реформация; Европа Высокое Возрождение Эпоха Людовика XIV; Рококо; Униформа; Бидермайер и Романтизм Эпоха Людовика XIV; Рококо; Униформа; Бидермайер и Романтизм Эпоха Людовика XIV; Рококо; Униформа; Бидермайер и Романтизм Франция, Италия, Испания, Германия, Англия, Австрия, Дания Франция, Италия, Испания, Германия, Англия, Австрия, ДанияЗнаменитые модели. Биографии. Знаменитые модели. Биографии. Парфюмерия, история создания знаменитых ароматов.
Hosted by uCoz