Главная страница Галереи Ссылки Гостевая книга Карта сайта Контакты
На страничках сайта представлены более 5000 костюмов от древности до нашего времени.
История костюма в веках.

Часть 1 (Древний Египет, Вавалон, Ассирия, Персия, Микены, Крит)

Часть 2 (Древняя Греция; Галлы; Викинги; Норманны. Средневековье)

Часть 3 (Раннее Возрождение; Реформация; Европа Высокое Возрождение)

Часть 4 (Эпоха Людовика XIV; Рококо; Униформа; Бидермайер и Романтизм)

Часть 5 (Франция, Италия, Испания, Германия, Англия, Австрия, Дания)

Часть 6 (Россия, Средняя Азия, Индия, Китай, Япония, Северная Америка)

 
  ГЕРМАНЦЫ ВРЕМЕНИ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
     
 
 
фото|ГЕРМАНЦЫ ВРЕМЕНИ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
Между рассмотренным выше ранним периодом и временем, когда германцы вошли в историческую жизнь народов, исследователь истории костюма обнаруживает зияющий пробел: остатки одежды «болотных погребений», обнаруженных в Ганновере и Шлезвиг-Гольштейне, относятся уже
 

к III и IV вв. н.э. Мы можем лишь очень скудно восполнить эту лакуну, опираясь на литературные источники в совокупности с памятниками эпохи начала империи. Усложненный по сравнению с эпохой бронзы покрой одежды, в первую очередь длинные мужские штаны, плотно прилегающая блуза и меховая оторочка, — свидетельство большого шага вперед в искусстве шитья. Усовершенствовалась также техника окрашивания: предпочтение отдается одежде с цветными кромками и отделкой краев. Повсеместное распространение получило прядение льна для изготовления полотна: Тацит сообщает, что одежда германских женщин была в основном полотняной.
Со времен Римской империи до раннего средневековья вырабатывается собственный стиль в изготовлении украшений — застежек, крючков для поясов и т.п.; наряду с этим заимствованную технику используют для изготовления собственных оригинальных изделий. Но, к сожалению, у нас нет никаких сведений или представлений об изготовлении одежды у таких больших германских племен, как вандалы, бургунды, готы и др. Чтобы лучше представить некоторые детали, сопоставим описание Тацита (ок. 98 г. н.э.) с изображениями на римских памятниках. «Одеждой для всех служит короткий плащ, застегнутый пряжкой (фибулой) или, за ее отсутствием, колючкой, — пишет Тацит — Ничем другим не прикрытые, они проводят целые дни перед огнем у очага. Самые зажиточные отличаются одеждой, но не развевающейся, как у сарматов или парфян, а в обтяжку и обрисовывающей каждый член. Носят и звериные шкуры, ближайшие к берегу (Рейна) — какие попало, более отдаленные — с выбором... Они выбирают зверей и, содравши с них шкуру, разбрасывают по ней пятна из меха чудовищ, которых производит отдаленный Океан. Одежда женщин такая же, как и у мужчин, с той только разницей, что они часто носят покрывала из холста, расцвеченные пурпуровой краской; верх одежды не удлиняется рукавами, так что остаются обнаженными руки и ближайшая к ним часть груди». Сравнение этого описания Тацита с изображениями германцев на римских памятниках показывает его неполноту: мужчины носили не только плащ, но и подпоясанную блузу и башмаки.
Сначала — о мужской блузе, или куртке: она была полотняная, длиной до бедер, закрытая, так что ее нужно было надевать через голову, как римскую тунику, но более узкая, прилегающая к телу. Ее принадлежностью, как показывают находки в захоронениях и римские изображения, был пояс с богато украшенными концами. Что касается длинных штанов, то можно предположить, что восточногерманские племена — квады, маркоманы и др. — заимствовали эту часть одежды (т.е. широкие полотняные штаны со складками) у своих соседей — даков и сарматов, тогда как известные нам западные германцы — свебы (свевы), алеманы, хатты, франки — штанов не носили и только позже заимствовали их у галлов и римлян. Батавы, фризы и другие племена, жившие у Северного моря, носили штаны до колен, которые потом заимствовали соседние кельтские и галльские племена. Обувь и набедренные повязки остались в основном такими же, какими были в эпоху бронзы.
Одежда германских женщин в эпоху Римской империи была большей частью полотняной. Основным элементом одежды была рубаха-платье наподобие туники, доходившая до ступней (которые, по-видимому, чаще всего были защищены сандалиями). Тацит верно отметил, что это платье было без рукавов, с вырезами на плечах.
В отличие от мужского плаща, скреплявшегося на правом плече, женский набрасывался со спины на оба плеча и застегивался аграфом под подбородком. Это подтверждают, например, изображения на колонне Антонина Пия.
В этой простой одежде со складками германская женщина мало отличалась от римской матроны старого времени, тогда как мужская одежда была более короткой и узкой, чем римская туника. Только со временем, когда она стала длиннее и шире, появилась туника с рукавами, в известной мере подобная позднеримской.
Особое восхищение римлян вызывали белокурые и светло-русые волосы германских женщин — как уже отмечалось выше, римлянки старались им подражать. Впрочем, искусство красить волосы (в частности, обесцвечивать их) не было чуждо и германкам. И различные принадлежности туалета, найденные в захоронениях, — щипцы, шпильки, ножницы — доказывают, что забота о внешности и искусство ухода за нею у германок находились на гораздо более высоком уровне, чем это позволяют предположить свидетельства римлян.
Мужские прически также наводят на мысль о достаточно тщательном уходе за волосами. Тацит в своей «Германии» сообщает о свевах: «Отличительный знак этого народа — волосы, расчесанные поперек и собранные в узел (nodus) на виске. Если у других племен такая прическа встречается редко и только у юношей, то у свевов и старики разглаживают взлохмаченные волосы и тут же на темени завязывают их узлом. У правителей это украшение богаче».
Наблюдение римлянина подтверждается многочисленными изображениями германцев, в частности на римских надгробных памятниках. Однако эта бросающаяся в глаза прическа уже в конце II в.н.э. встречается реже, и на колонне Марка Аврелия в Риме она представлена в смягченной форме.
В общем и целом подлинная одежда германцев очень мало походила на фантастические изображения, принадлежащие немецким скульпторам, живописцам и декораторам, которые нередко с самыми лучшими намерениями, но без знания сохранившихся прототипов пробовали свои силы в работе над этой тематикой (например, памятник Арминию в Тевтобургском лесу или сценические образы в «Кольце нибелунга» Вагнера).

 

 
   
 

ЕгипетАссирийцы, вавилоняне, шумеры, хеттыЕвреиДревняя Персия. Скифы, парфяне и сарматыКрито-минойская одежда эпохи бронзы XIX - XVII вв. до н.э.ГрецияЭтрускиРимГерманцы, древнейший периодГерманцы времени Римской ИмперииГаллыНорманныВизантияРаннее средневековье 800 - 1100 гг.Германия XI в.Эпоха крестовых походов XII - XIII вв.Доспехи и оружие в средние векаФранцузско-бургундская мода периода поздней готики 1370 -1480 гг.Итальянское Раннее Возрождение 1420 - 1490 гг.Италия. Высокое Возрождение 1500 - 1550 гг.Эпоха реформации 1510 - 1550 гг.Испанская мода 1550 - 1620 гг.Одежда времен тридцатилетней войны 1618 - 1648 гг.Военная одежда с XVI в. до введения униформыВведение униформы. Ок.1670 г.Эпоха Людовика XIV и господство французской моды 1660 - 1710 гг.Эпоха регенства; переход от барокко к рококо 1730 - 1770 гг.Людовик XV и 1730 - 1770 гг.Людовик XVI; позднее рококо, или "эпоха кос"Англия и Германия 1770 - 1800 гг.Французская революция 1789 - 1794 гг.Директория 1795 -1800 гг. "Античная" одеждаИмперия и освободительные войны 1804 - 1815 гг.Реставрация 1815 - 1820 гг.Бидермайер и романтизм 1820 -1840 гг.Наполеон III, или "второе рококо" 1850 - 1870 гг. Господство кринолинаПериод грюндерства 1871 - 1890 гг. Смешение стилей

 

 
 

Диеты МИРА

 
 


Древний Египет, Вавалон, Ассирия, Персия, Микены, КритДревний Египет, Вавалон, Ассирия, Персия, Микены, Крит Древняя Греция; Галлы; Викинги; Норманны. Средневековье Древняя Греция; Галлы; Викинги; Норманны. Средневековье Древняя Греция; Галлы; Викинги; Норманны. Средневековье Древняя Греция; Галлы; Викинги; Норманны. Средневековье Раннее Возрождение; Реформация; Европа Высокое Возрождение Раннее Возрождение; Реформация; Европа Высокое Возрождение Раннее Возрождение; Реформация; Европа Высокое Возрождение Эпоха Людовика XIV; Рококо; Униформа; Бидермайер и Романтизм Эпоха Людовика XIV; Рококо; Униформа; Бидермайер и Романтизм Эпоха Людовика XIV; Рококо; Униформа; Бидермайер и Романтизм Франция, Италия, Испания, Германия, Англия, Австрия, Дания Франция, Италия, Испания, Германия, Англия, Австрия, ДанияЗнаменитые модели. Биографии. Знаменитые модели. Биографии. Парфюмерия, история создания знаменитых ароматов.
Hosted by uCoz